Смыслы. Книжный терапевтический проект Sмыслы от Анастасии Сластениной
Смыслы. Книжный терапевтический проект Sмыслы от Анастасии Сластениной

Термины из психологии давно перекочевали в нашу повседневную жизнь. К сожалению, не всегда мы понимаем, что скрывается за словом или словосочетанием в рамках научных трудов. А используем лишь размытые представления. Именно так дело обстоит с личными границами. 

Личные границы — условный «барьер», который мы устанавливаем при коммуникации с другими людьми. Опираясь на себя, наши ценности, интересы, взгляды и убеждения, чувства и эмоции. Личные границы отделяют наш внутренний мир от внешнего мира. 

Какие бывают личные границы 

С раннего детства мы постигаем окружающий мир и адаптируемся к различным условиям. Предлагаю изучить, как последовательно формируются разные грани личностных границ. Этот процесс берет начало на первом году жизни и развития ребенка

Физические границы формируются в 1 год, поэтому важно, чтобы у ребенка было личное физическое пространство. Например, часть комнаты пока он совсем маленький, а потом и своя комната, пространство для игрушек, вещей. 

Важно обозначить, где физическое пространство ребенка, а где пространство родителей. Физические личные границы отделяют тело от окружающего мира. 

Личные границы: детство

Отсутствие сформированных физических границ во взрослой жизни может проявляться в трудностях организации личного пространства или даже в непонимании необходимости иметь его, как следствие — нарушение физических личных границ другого человека. Такое часто встречается в созависимых отношениях, когда кто-то из партнеров не сформировался как зрелая личность. Физическое личное пространство — это тот «островок», где человек может побыть наедине с собой, поразмышлять, отдохнуть, позаниматься своими хобби, сосредоточиться. 

Психологические границы начинают формироваться в 3 года. Малышу хочется, чтобы реализовывались все его интересы и желания, еще силен эгоцентризм, фиксация на себе и неспособность ориентироваться на другого человека. 

Здесь родителям следует не поддаваться на манипуляции любимого чада (слезы, отказ от еды, капризы), а объяснить, что у вас могут быть другие желания и интересы. Отсутствие здоровых психологических границ приводит к потере собственной идентичности, к непониманию, чего хочется именно вам.

Вы становитесь очень удобным человеком, которого легко направить для удовлетворения чужих потребностей. Ваши эмоции сливаются с эмоциями других людей, человек чувствует стыд или вину за других, хотя к нему это не относится, повышается уровень тревожности. 

В пятилетнем возрасте формируются границы ролей и правил. Ребенок видит, что мама и папа выполняют не только роль родителей. Что они могут играть и другие роли, и к ним нужно относиться по-разному в различные моменты совместного пребывания. Отсутствие этих границ может проявляться в нарушении правил и норм субординации.

Альфред Адлер, австрийский психолог и основатель индивидуальной психологии, отмечал: «Чем больше у человека социальных ролей, тем выше уровень его развития личности».

В младшем школьном возрасте от 6-7 лет до 10-12 лет формируются социальные личные границы. В лице учителя или тренера, руководителя кружка, секции ребенок находит значимого взрослого, который является для него авторитетом. Строятся взаимоотношения «ученик-учитель», где также есть свои правила. 

Социальные границы основываются на соблюдении иерархии. Отсутствие авторитета в лице взрослого развивает в ребенке своеволие, он начинает считать себя главным, не проявляет уважения к старшим, что приводит к хулиганству, нарушению общественного порядка. Особенно это относится к детям из неблагополучных семей, где не выстроены отношения внутри семьи, ребенок демонстративно ведет себя асоциально.

Формирование интимно-личностных границ выпадает на пубертатный период (14-16 лет), когда основной ведущей деятельностью подростка является не учебная деятельность, а интимно-личностное общение со сверстниками. На этом этапе важно определить какова будет ваша реакция на разглашение секретов. Что допустимо, а что травматично. 

Если ребенок до подросткового периода благополучно освоил личные границы предыдущих этапов развития, он будет готов к выстраиванию интимно-личностных границ в своей жизни. К этому моменту подросток будет способен распознавать тех людей, кому он может доверять, с кем делиться переживаниями, раскрывать свои секреты. 

В данный период родителям особо важно проявлять уважение к ребенку, начать относиться к нему как к взрослому, укреплять доверительные отношения, вести диалоги на темы самоопределения, сексуальной грамотности и выстраивания отношений с противоположным полом, ответственности за свои поступки. 

Мы все проживали подростковый период и понимаем как это общение ценно для старшеклассника. Подросткам важно чувствовать понимание и поддержку со стороны взрослых, принятие их интересов и выборов. Не выстроенные интимно-личностные границы ведут к тому, что человек в дальнейшем может избегать близкого контакта с другими людьми, будет трудно кому-то открыться и построить гармоничные отношения. 

Личные границы женщины

Почему важно выстраивать личные границы и каковы последствия их нарушения

Человек без выстроенных личных границ легко подвергается деструктивным манипуляциям и впадает в созависимые отношения, где эти границы стерты, именно поэтому важно изучить этот вопрос. Кстати, сфера близких отношений — та область нашей жизни, где чаще нарушаются личные границы. 

  1. Отсутствие выстроенных личных границ приводит к тому, что мы отдаляемся от самих себя, сливаемся с социумом и теряем свое «Я». Мы меньше уделяем внимания собственным потребностям, происходит дисконнект с собственными эмоциями, желаниями, стремлениями.
  2. Внешние и внутренние ресурсы направлены не на собственное восстановление, а на поддержание отношений с другими людьми.
  3. Мы находимся в постоянном стрессе и напряжении, эмоциональное состояние нестабильно, часто человек без личных границ вступает в созависимые отношения.
  4. Низкая самооценка и все ее последствия.

Здоровые личные границы это:

  1. иметь право посвящать время своим интересам и желаниям;
  2. ежедневно совершать выбор в свою пользу и уважать выбор других людей;
  3. спокойствие, ощущение внутренней силы, опоры, ваша зрелость, уверенность, взрослая жизненная позиция;
  4. бережное отношение и забота о себе;
  5. понимание, что допустимо по отношению к вам, а что — нет. 
  6. умение говорить «нет» тому, что не согласуется с вашими ценностями, потребностями. Озвучивать это: «Для меня это неприемлемо», «Я выбираю по-другому», «Я чувствую, что это не для меня».

Если вы не знаете с чего начать работу над собой, смело выбирайте тему личных границ. Это очень большой пласт работы, который поможет качественно изменить вашу жизнь.

Эти книги помогут изучить тему глубже:

Нэнси Левин «Твои границы. Как сохранить личное пространство и обрести внутреннюю свободу».

Виктория Ламберт, Дженни Миллер «Личные границы. Как их устанавливать и отстаивать».


Результат моей работы: Уверенная женщина, которая создала счастливые отношения с самой собой и другими людьми. Помогаю укрепить самоценность и обрести внутреннюю свободу. @aleksandra_muravyova

Читайте также

x