Мамы очень скрупулезно относятся к своим обязанностям, пытаясь успеть за трендами в развитии детей. Каждый день появляется новый подход или методика, а игры и игрушки множатся и того чаще. Это изобилие никак не упрощает задачу, а еще и выжимает всю энергию у родительницы.
Психолог и специалист по детскому развитию Виктория Львова поможет снять тревожность в этом вопросе и расскажет, как развивать современных детей.
Есть различия в развитии сейчас или 10 лет назад?
За этот период действительно сильно поменялся подход к развитию детей. И это в первую очередь связано с мировоззрением мам. Десять лет назад было много женщин с постсоветским воспитанием, которые стремились загрузить ребенка информацией и развить различные навыки.
Нынешнее поколение держит фокус на индивидуальности. Они стараются дать максимум свободы и возможность проявлять себя. Сейчас не идет речь о том, чтобы заставлять ребенка. А любое действие и слово проходит проверку, поскольку еще одной целью является не травмировать ребенка.
Какие существуют мифы или информация, которая вводит в заблуждение мам?
Наверно, я бы выделила именно некий подход к развитию и назвала бы его «расчлененкой». Когда рекомендуют игрушку или методику со словами, что именно она качественно развивает ребенка. Психика развивается как единое целое. Поэтому методика или игрушка не в силах закрыть все потребности в развитии. Она банально не может затронуть все.
Мы же не качаем только мизинец в надежде, что все мышцы и пальцы руки будут сильными. И выход тут только один — комплексный подход. Не стоит зацикливаться только на развитии памяти или слуха, существует множество психических функций, которые также важны для гармоничного развития ребенка. Сюда относятся и зрение, и ощущение, и вкус, и запах, и движения.
При фокусе только на одной методики происходит перегруз одной функции и нехватка ресурса для развития других.
Чего лучше избегать в развитии ребенка?
Как я уже сказала важен всесторонний подход. Именно отсутствие перегибов в ту или иную сторону помогает в итоге вырастить ребенка, который сможет реализоваться во всех сферах жизни.
Часто вижу такие крайности: ребенка предоставляют самому себе, делают акцент на развитие интеллекта или на результат в определенном виде спорта. Такой подход не является здоровым. Важно, чтобы до трех лет у ребенка развивали все по чуть-чуть. Поверьте, вашему ребенку некогда будет скучать.
Гармоничное развитие — это симбиоз из того, что хочет ребёнок и того, что хотят родители.
От каких норм в развитии детей стоит отталкиваться? И стоит ли?
Нормы нужны в качестве ориентира, у них нет цели подогнать ребенка под некий шаблон. Тут можно провести аналогию со средним показателем температуры тела человека. Наличие этой цифры позволяет делать выводы о состоянии человека. Так и в развитии, именно нормы позволяют заподозрить отклонения и заболевания на ранней стадии. А значит вовремя принять меры.
При этом важно следить за нормами и не следовать им слепо. И не паниковать раньше времени. У норм психического и интеллектуального развития есть диапазон в три месяца в одну и другую сторону, чтобы навык или функция успели сформироваться.
Что действительно необходимо развивать в ребенке?
Мы не развиваем точечно навыки и функции, а показываем мир. Что он бывает и мягкий, и твёрдый, и звонкий, и светлый, и темный, и сладкий и кислый. Эта разноплановость и развивает ребенка.
Когда необходимо начинать развивать ребенка?
Ребёнок развивается независимо от нас каждую секунду, начиная в животе у мамы. Каждое наше слово и действие уже влияет на его развитие. Когда все поймут этот факт, то не будет вопроса «когда начинать развивать». Развитие уже идёт, хотим мы или нет. А когда начать осознанно в этом участвовать — каждый решает сам.
Зачем водить ребенка на развивающие занятия?
Мама и другие взрослые, которые окружают ребенка, не являются дипломированными специалистами. Они не знаю что работает или не работает в определенном возрасте и на определенном этапе.
Дополнительно занятия помогают маме немного перезагрузится после рутинных задач. Возможно чему-то научиться у специалиста, увидеть ребенка немного под другим углом и отследить куда стоит направить внимание.
Сможет ли мама самостоятельно справиться с гармоничным развитием ребенка?
Только, если у нее есть возможность с утра до вечера изучать специализированную информацию и консультироваться со специалистами.
Что может сделать сама мама для развития ребенка?
Мама — основной инструмент в развитии своего малыша. Мама является неким проводником, от того насколько вовлечено и ярко она будет показывать то, что происходит в мире, зависит насколько ребенок будет вовлекаться и погружаться в изучение окружающего мира. Даже на занятиях с педагогом маме отводится главная роль. Особенно для малышей.
Какое простое упражнение существует для развития ребенка?
Сравнение предметов, характеристик, свойств и так далее. Оно действует на психику лучше всего. Большой/маленький, твердый/мягкий, сладкий/соленый, холодный/горячий. Именно это запускает наши системы: зрительные, слуховые, тактильные, моторные. В любом возрасте сравнение и сопоставление помогают познать мир.
Вместо заключения добавлю еще одно высказывание Виктории.
Самое страшное, что можно сделать — это никак не развивать своего ребенка. Ни одно растение не вырастает здоровым, крепким, сильным не вырастает без внимания со стороны человека. Ярким примером, когда ребенок всего лишен, являются дети из домов-интернатов. И, к сожалению, в дальнейшей жизни это становится очень явным.
В развитии ребенка мы не создаем искусственную среду, не навязываем, но мы в ответе за обогащение его опыта. Это и посещение новых мест, новые игрушки, проживание новых эмоций, новые знакомства, новые игры. То есть достаточно сделать жизнь интересной и насыщенной, чтобы ребенку было откуда черпать информацию.
Создатель и главный редактор Wmagic-info.ru. 5 лет работаю с текстами и смыслами, пишу коммерческие и художественные тексты, помогаю создавать видеоконтент и инфоповоды для продвижения бизнеса. @smyslovert