Содержание статьи:
Хвалить детей – очень важно для успешного воспитания. Похвала помогает ребёнку почувствовать уверенность в себе, повышает его самооценку и мотивацию к обучению.
Но некоторые родители считают, что хвалить ребёнка не нужно – это может сделать его заносчивым и зазнайкой. В этом есть доля правды. Похвала имеет две стороны одной медали: она может принести как пользу, так и вред. Главное, понять основные принципы и правильно похвалу применять.
Когда похвала вредна для ребенка
- За похвалой ничего не стоит.
Например, ребёнок о чём-то увлечённо рассказывает, делится тем, как у него что-то получилось. А ваши мысли направлены совсем на другое. И тогда вы говорите ребёнку одно короткое слово: «молодец». Порой нам кажется, что этого достаточно, но ребёнок всё чувствует и понимает. И придёт момент, когда он поймёт, что вы просто хотите, чтобы он отстал от вас.
- Цель похвалы – это успокоить в случае ошибки, неудачи.
Например, ребёнок что-то лепит, но у него не получается. Тогда он расстраивается и, возможно, плачет. Зачастую родителям сложно выдерживать слёзы ребёнка. И они могут прибегнуть к похвале: «Не плачь, у тебя очень красивая поделка!» В этот момент какая-либо похвала будет только раздражать и расстраивать ещё больше. Лучше просто побыть рядом, обнять, дать время прожить неприятную эмоцию.
- Похвала неискренняя: то, за что хвалят – откровенно плохое. Это подрывает доверие. И уже тогда, когда вы захотите похвалить ребенка искренне – вам могут не поверить.
- Похвала – манипуляция, чтобы добиться своих целей. «Уберешь свои игрушки – будешь хорошим мальчиком».
- Похвала направлена в сторону других детей: «Посмотри, какой у Лены хороший почерк, не то, что у тебя!» Сравнение с другими детьми рождает неуверенность в себе и низкую самооценку.
- Когда ребёнком восхищаются только тогда, когда он сделал что-то хорошее, когда хвалят только за результаты.
- Когда хвалят очень часто. Это приводит к неадекватно завышенной самооценке и зависимости от мнения других.
- Когда часто прибегают к сравнительным характеристикам, например, «ты – самый лучший», «ты лучше всех танцуешь». В результате, ребёнок может стать зависим от оценок других людей. Это также может привести к неадекватно завышенной самооценке, гордыне.
Как правильно хвалить ребенка
Хвалить детей важно, но делать это надо правильно. Вот несколько советов, которые помогут вам стать настоящим мастером похвалы.
Будьте конкретными
При похвале укажите, что именно понравилось в действиях или результате ребёнка. Не просто говорите «молодец», а, например, «ты очень старался в этом задании, и у тебя получилось отлично!» Так ребёнок поймет, что именно он делал хорошо и почувствует, что его усилия не прошли зря.
Будьте искренними
Похвала не должна быть формальной или вежливой. Проявление искренности очень важно. Ребёнок чувствует, когда вы искренне радуетесь за него и цените его успехи. Поэтому, когда хвалите ребёнка, делайте это с открытым сердцем и настоящей улыбкой на лице.
Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания
Необязательно ждать от ребёнка идеальных результатов, чтобы хвалить его. Важно не только похвалить за успехи, но и отметить усилия, которые ребёнок приложил для их достижений. Например, если ребёнок получил плохую оценку, но старался и учился усердно, то необходимо отметить его старания: «Как здорово, что ты пробуешь!», «Я вижу, что ты старался». Это поможет ребёнку почувствовать, что вы цените его труд и настоящее усердие.
Не сравнивайте с другими детьми
Сравнение с другими детьми может нанести вред самооценке ребёнка и сделать его неуверенным. Хвалите своего ребёнка без сравнений с другими детьми. Помните, что каждый ребёнок уникален и имеет свои сильные стороны.
Всегда лучше сравнивать ребёнка с ним же самим. Что изменилось в лучшую сторону? Какие действия он делал и чего добился? Тем самым ребёнок сам научится делать также, и это будет формировать у него здоровую самооценку.
Давайте ребёнку возможность самому хвалить себя
Очень важно научить ребёнка хвалить и уметь себя поддержать. Для этого используйте описательную похвалу. Проговаривайте то, что видите в работе ребёнка: «Я вижу, как ты использовал жёлтую и зелёную краски, а здесь у тебя получился кружок». Спросите у ребёнка: «Как тебе пришла такая идея?», «А тебе понравилось?», «Что понравилось здесь больше всего?», «Что ты можешь сказать сам себе?» Вопросы помогут ребёнку почувствовать себя увереннее, гордиться своими успехами и опираться на себя.
Идея в помощь родителям
Для родителей детей 5-9 лет я рекомендую приобрести магнитный плакат «Мои хвалилки».
Ребёнок охотнее выполняет домашние дела или необходимые действия, если отмечать их выполнение.
Как использовать:
- Ежедневно обсуждайте с ребёнком, что надо сделать, и показывайте на плакате эти пункты.
- Выполненную задачу пусть ребёнок отмечает магнитом с изображением животного.
- Когда все пункты выполнены – ребёнок получает звезду.
- Помним про описание того, что было сделано. «Я вижу, какая чистая посуда», «В комнате стало уютнее».
- Хвалим не за результат, а за усилия. «Ты очень постарался» «Тебе было сложно, но у тебя получилось»
- Не забываем говорить ребёнку о том, что он может гордиться собой! Спрашиваем ребёнка: «Тебе самому понравилось?», «Что ты можешь сказать себе?»
Итак, похвала – это очень важный инструмент воспитания и развития детей. Главное – хвалить уместно и качественно. Помнить, что дети обязательно должны быть похвалены за свои достижения и старания. Не стесняйтесь хвалить своих детей, и пусть каждая ваша похвала станет для них настоящим мотиватором на пути к успеху!
Специализируюсь на детско-родительских отношениях. Провожу занятия с детьми и подростками по развитию эмоционального интеллекта, мягких навыков (soft skills), практикам внимательности. Являюсь психологом Благотворительного Общественного проекта Psy_support (психологической помощи для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья). @ipa_klin