Смыслы. Книжный терапевтический проект Sмыслы от Анастасии Сластениной
Смыслы. Книжный терапевтический проект Sмыслы от Анастасии Сластениной

Почему с недавнего времени психологи часто говорят о необходимости развивать эмоциональный интеллект у детей? Давайте попробуем разобраться. 

Каковы могут быть последствия во взрослой жизни, если не развивать эмоциональный интеллект у ребёнка. 

  1. Трудности в понимании личных границ и личного пространства;
  2. проблемы с самовосприятием и с самооценкой;
  3. непонимание своих чувств, выражение своих эмоций неэкологичным образом;
  4. проблемы в коммуникации с другими людьми;
  5. неумение спокойно воспринимать критику;
  6. неуверенность в себе и эмоциональная нестабильность;
  7. повышенный уровень тревожности;
  8. неумение брать ответственность за свои действия; 
  9. склонность к обидчивости и злопамятности;
  10. неумение создавать здоровую эмоциональную атмосферу в своей семье.

Мне кажется достаточно причин, чтобы уделить внимание развитию эмоциональной сферы ребенка.

Следите за своими репликами

Нередко сами родители неосознанно обесценивают чувства ребёнка. 

«Перестань плакать»

«Не переживай»

«Нельзя так громко смеяться»

«Успокойся»

«Ничего страшного». 

Уверена, что вспомните массу таких примеров, в том числе, и из своего детства. Скорее всего вы применяете родительские послания и в воспитании своих детей.

Подобные фразы от значимых взрослых провоцируют детей делать неосознанный выбор не проявлять свои эмоции. Дети перестают доверять своим чувствам, игнорируют внутренние сигналы. Но ведь каждый день мы испытываем огромное количество разных эмоции. И они нам даны не просто так, поэтому важно уметь проживать их.

Фото: счастливый ребенок

Учите ребёнка осознавать свои эмоции

Обучая детей эмоциональному интеллекту, мы учим их понимать и осознавать, что они чувствуют и как справляться со своими внутренними переживаниями.

Задавайте простой вопрос:

«Что ты сейчас чувствуешь?»

Первое время можно направить ход мыслей ребёнка дополнительными вопросами:

Ты сейчас радуешься или злишься? 

Тебе спокойно или тревожно? 

Тебе весело или грустно? 

Объясните ребенку, что нет хороших и плохих эмоций

Я нередко встречаюсь с делением эмоций на положительные и отрицательные. К отрицательным относят гнев, злость, печаль, грусть и другие. Но ведь, называя определенные эмоции отрицательными – получается, что их отрицают? Не позволяют им быть, стараются избегать? Но оказывается, абсолютно все эмоции для нас важны. Мы имеем право испытывать весь спектр эмоций. Например, гнев помогает нам бороться и защищаться, когда на нас нападают. Печаль позволяет прислушиваться к себе.

Фото: разговор с ребенком
Беседа с ребенком

Расскажите ребёнку как действовать при сильных эмоциях

Важно учить детей методам саморегуляции – как можно себе помочь, когда находишься во власти сильных или ярких эмоций, которые мешают или неприятны. 

Дыхательные практики помогают детям успокоиться. Например, научите ребёнка направлять своё внимание на дыхание. Можно просто наблюдать вдохи и выдохи, а можно считать их. Когда ребёнок сможет концентрироваться на дыхании в спокойном состоянии, попросите его «подышать», когда он волнуется или злится.

Считается, что в среднем эмоция длится 10-15 минут. Хороший способ саморегуляции – дать эмоции время, чтобы она ослабла. Для этого нужно взять паузу. Уйти в другое помещение, прекратить разговор, собраться с мыслями, подышать и размяться.

Физические упражнения, движения помогут сбросить напряжение. Если позволяет ситуация — можно сделать мини-зарядку: побегать, попрыгать, поприседать. Дома можно «побить» подушку.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей

  • Попросить ребёнка нарисовать эмоции или выбрать для каждой эмоции свой цвет. 
  • Заполнять дневник эмоций. Эмоцию обязательно нужно называть. 
  • Поиграть в «Угадай эмоцию». Выбрать любую эмоцию и с помощью мимики показать её другому человеку, попросив угадать её.
  • Предложить ребёнку закончить предложение: «Когда я злюсь, то я …»
  • Сделать коробочку радости. Красиво её оформить. Складывать в неё небольшие предметы, которые напоминают о радостных событиях или приносят приятные ощущения. Открывать коробочку каждый раз, когда хочется поднять себе настроение.
Фото: детский дневник эмоций
Пример дневника эмоций

Специализируюсь на детско-родительских отношениях. Провожу занятия с детьми и подростками по развитию эмоционального интеллекта, мягких навыков (soft skills), практикам внимательности. Являюсь психологом Благотворительного Общественного проекта Psy_support (психологической помощи для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья). @ipa_klin

Читайте также

x